- Автоматический воздухоотводчик: назначение, устройство, установка
- Для чего нужен автоматический воздухоотводчик?
- Как устроен автоматический воздухоотводчик?
- Как отремонтировать автоматический воздухоотводчик?
- Виды автоматических воздухоотводчиков
- Кран Маевского
- Установка автоматического воздухоотводчика: где и как?
- Спускник воздуха системы отопления
- Виды воздухоотводчиков и принцип их работы
- Автоматический
- Механический
- Решение проблем автоматического воздухоотводчика
- Причины, из-за которых воздух попадает в систему
- Как выгнать воздух из системы отопления
- Чем грозит воздух в системе отопления
- Причины появления
- Устанавливаем клапана для сброса воздуха
- Воздушный клапан Маевского
- Автоматический клапан сброса воздуха
- Чистка от солей
- Как избавиться от воздушной пробки
Автоматический воздухоотводчик: назначение, устройство, установка
Автоматический воздухоотводчик хоть и относится к разряду вспомогательного оборудования системы отопления, однако это не означает, что он совершенно не обязателен. Да, в системах с естественной циркуляцией теплоносителя, в которых открытый расширительный бак, воздухоотводчик ни к чему. А вот в закрытых системах… очень даже к чему.
Для чего нужен автоматический воздухоотводчик?
Назначение данного устройство говорит само за себя: для вывода из системы отопления воздуха, причём, в автоматическом режиме, без нашего участия.
Внешний вид воздухоотводчика такой:
Это с бронзовым корпусом. А это с корпусом из нержавейки:
На втором фото, кроме воздухоотводчика, ещё и отсекающий клапан; эти два устройства часто ставят вместе.
Для чего нужен отсекающий клапан? Для удобства: вкручиваем сперва такой клапан, а уже в него – воздухоотводчик; у клапана есть пластмассовый флажок, на который при вкручивании воздухоотводчик нажимает, тем самым открывая доступ к системе отопления. Если по какой-то причине нужно воздухоотводчик отсоединить, вы это и делаете, после чего клапан прикроет оставшуюся «дырку», не дав теплоносителю вытекать. Отремонтировали этот воздухоотводчик или купили новый, снова вкрутили – клапан открылся…
Как устроен автоматический воздухоотводчик?
Устройство автоматического воздухоотводчика видно по следующей схеме:
Работает он так. Воздух поступает внутрь воздухоотводчика, открывает клапан, через который стравливается из системы. Когда воздух вышел, в полость под поплавком (3) поступает вода — поплавок всплывает, действуя при этом на шток и закрывая клапан.
На следующей схеме воздухоотводчик другой модели, но все они работают по одному принципу:
Как отремонтировать автоматический воздухоотводчик?
Какие могут быть неисправности у автоматических воздухоотводчиков?
«Благодаря» теплоносителю низкого качества на игле клапана могут выпадать соли жёсткости, из-за чего клапан будет неплотно прикрывать выпускное отверстие – воздухоотводчик начинает течь. Исправить это просто: откручиваем крышку корпуса, зачищаем иглу и прочий механизм, снова всё собираем. Проблема будет решена до следующего образования солей жёсткости на деталях клапана.
Ещё возможная неисправность – разрушение уплотнительного кольца под крышкой корпуса. Теплоноситель в этом случае тоже начинает подтекать, но уже из-под крышки. Исправить тоже просто: или заменить кольцо, или подмотать фум-ленты на резьбу на корпусе.
Виды автоматических воздухоотводчиков
Автоматические воздухоотводчики выпускаются следующих видов:
— прямые, с которыми мы познакомились на самых первых картинках, покажу их еще раз:
— угловые, которые часто ставят на радиаторы взамен крана Маевского:
— радиаторные, имеющие такую же резьбу, как у радиаторных пробок:
Как известно, краны Маевского предназначены для стравливания воздуха из системы через радиатор. Такое стравливание выполняется вручную, по мере образования в радиаторе воздушной пробки, что легко определить, потрогав радиатор рукой… Установка же радиаторного воздухоотводчика освобождает от такой работы, т. к. воздух будет удаляться автоматически.
Однако, каким бы ни был воздухоотводчик внешне, работают они по одному принципу.
Кран Маевского
Конечно, кран Маевского не относится к автоматическим воздухоотводчикам, так что, вроде бы, не по теме статьи. Но расписывать о нём особо много нечего и, поскольку это всё же воздухоотводчик, то пару слов о нём здесь.
Ставятся краны Маевского на радиаторы:
Чтобы стравить воздух, нужно просто приоткрыть отвёрткой винт на кране:
Синяя стрелка показывает, откуда будет выходить воздух.
Если изначально (при монтаже отопления) планируем установить кран Маевского, то монтировать радиатор нужно так, чтобы та часть, где кран, «смотрела» вверх (была на 1…2 см выше).
Установка автоматического воздухоотводчика: где и как?
Как устанавливать воздухоотводчик?
Главное условие монтажа воздухоотводчика – ниппель должен быть направлен вверх, иначе поплавок не сработает.
Где устанавливать воздухоотводчик? Поскольку воздух образует пузырьки, которые стремятся в воде всплыть, то логично устанавливать воздухоотводчики в самых высоких местах отопительной системы – там, скорей всего, и будут образовываться воздушные пробки. Например, на коллекторах:
Над дверью – при обходе трубопроводом дверного проёма:
(бывает, правда, что воздухоотводчик начинает подтекать, да и внешний вид… но иногда иначе не получается)
Рекомендуется также сразу после котла (напольного; в составе блока безопасности ):
При наличии в системе гидрострелки — на её корпусе:
Внимание! Перед запуском системы отопления нужно приоткрыть колпачок-заглушку сверху воздухоотводчика.
Вот, пожалуй, и всё, что я могу рассказать про автоматический воздухоотводчик. Надеюсь, вам хватило терпения дочитать досюда? Тогда до встречи в следующих статьях.
2013-2017 г. Copyright © Использование материалов сайта разрешено со ссылкой на vodotopim.ru
Спускник воздуха системы отопления
Воздух в системе отопления является источником множества проблем. Из-за воздушных пробок нарушается циркуляция теплоносителя в радиаторах, в итоге их прогрев заметно ухудшается. В трубах появляется треск и щелчки. Для решения этой проблемы необходимо установить автоматические и ручные спускники воздуха системы отопления.
Виды воздухоотводчиков и принцип их работы
Наиболее распространенными является воздухоотводчики следующих видов:
- автоматические;
- механические (ручные, кран Маевского).
Общая цель у них одна и та же – удалять скопившийся воздух из системы отопления.
Автоматический
Как видно из названия этого устройства оно работает самостоятельно и не требует вмешательства человека, так как автоматически отводит воздух из сети. Клапан для вывода газов расположен сверху или сбоку.
Автоматический воздухоотводчик состоит из следующих деталей:
- корпус;
- крышка корпуса;
- поплавок;
- жиклёр;
- держатель;
- золотник;
- пружина;
- уплотнительное кольцо клапана и корпуса;
- пробка.
Внимание! Устанавливать автоматический спускник воздуха нужно только в вертикальном положении. При другом расположении устройство начнёт протекать.
Соединительная резьбовая часть такого воздухоотводчика может быть прямой или Г-образной (угловой). Устройства последнего типа нередко устанавливают на радиаторы вместо крана Маевского.
Принцип работы автоматического воздухоотводчика следующий: воздух поступает в верхнюю часть корпуса, опуская поплавок и вытесняя из устройства воду. Поплавок опускаясь, воздействует на держатель, который открывает клапан, выпускающий воздух наружу. Как только весь газ вышел, вода заполняет корпус и поднимает поплавок обратно. В это же время держатель перекрывает клапан с отверстием для вывода воздуха, чтобы теплоноситель не вытекал наружу.
Устройства автоматического типа сильно реагируют на качество жидкости в системе отопления. Чтобы они как можно дольше прослужили без перебоев, рекомендуется устанавливать очистительные фильтры.
Механический
Корпус ручного спускника обычно сделан из латуни, имеет простую конструкцию и маленькие размеры. Основной частью всего крана Маевского является запорный клапан игольчатого типа. Чтобы задействовать его и выгнать воздух, необходимо провернуть винт против часовой стрелки на один оборот специальным ключом, отвёрткой или рукой, в зависимости от модели устройства. Игла открывает отверстие и через него выходят газы. В этот момент будет слышен слабый звук шипения. Как только весь воздух вышел, через отверстие начинает вытекать теплоноситель. После этого необходимо закрутить винт до конца.
Внимание! Если система отопления принудительная, то перед спуском воздуха следует выключить циркуляционные насосы.
Единственный недостаток механических устройств – все действия с ними приходится проводить вручную.
В однотрубных системах с естественной циркуляцией роль воздухоотводчика играет расширительный бачок открытого типа. Если установлен закрытый мембранный бак, то в систему отопления необходимо встроить автоматическое устройство отвода воздуха.
Трубы в сетях с принудительной циркуляцией должны иметь подъём от основного стояка к остальным. Автоматические воздухоотводчики монтируются на наивысших точках сети, так как именно в них собирается газ, а также в местах вероятного скопления (коллекторы).
Кран Маевского устанавливается на радиаторах сверху справа или слева на боковой стороне. Большая часть всех газов выводится из сети отопления через автоматические воздухоотводчики, и лишь малая доля через механические устройства.
Установка воздухоотводчика на радиатор в ванной
Внимание! Сначала удаляют воздух из системы, и только потом из радиаторов.
Чтобы было легче и быстрее заменить автоматический воздухоотводчик, рекомендуется устанавливать его на отсекающий клапан. Во время откручивания устройства для отвода воздуха, он отсекает теплоноситель.
Решение проблем автоматического воздухоотводчика
Из-за некачественного теплоносителя у автоматических устройств со временем закоксовывается игла, а точнее на ней оседают соли. В итоге она не может полностью закрыть отверстие для вывода воздуха. Результат – теплоноситель начинает вытекать наружу через него. Чтобы решить эту проблему, необходимо снять воздухоотводчик, открыть крышку и очистить от всех примесей иглу и кулисный механизм. После чего собрать заново и установить на место.
Ещё одна наиболее часто встречающая поломка – это растрескивание уплотнительной резинки, расположенной в крышке корпуса. Как только кольцо разрывается из-под крышки начинает вытекать теплоноситель. Чтобы устранить эту проблему, необходимо либо заменить уплотнительное кольцо или намотать вместо неё на резьбу ФУМ-ленту.
Стоимость механического воздухоотводчика начинается от 40 рублей. У автоматических устройств она зависит от производителя, диаметра подключения и материала из которого он изготовлен. Самым оптимальным вариантом считаются воздухоотводчики из латуни, так как стальные подвержены коррозии. Цена устройств из латуни начинается от 400 рублей.
Причины, из-за которых воздух попадает в систему
Чаще всего воздушные пробки появляются в системе отопления после длительного простоя, ремонта или замены каких-либо деталей. Также из-за слишком быстрого заполнения сети теплоносителем образуются пузырьки воздуха, поэтому заливать его необходимо медленно. После первичного залива жидкости, в системе всегда появляются воздушные пробки. Так как в воде присутствует растворённый кислород, при нагреве он начинает испаряться и подниматься в наивысшие места, замедляя циркуляцию теплоносителя.
воздух в батарее
Помимо шума и слабого прогрева радиаторов воздух в системе отопления способствует коррозии труб и скачкам давления в сети. Особенно он опасен для циркуляционных насосов мокрого типа, так как во время работы их скользящие кольца требуют постоянного смазывания теплоносителем.
Чтобы вся сеть прослужила как можно дольше, следует оснастить спускниками воздуха все радиаторы, котёл, коллекторы и другие места, где прохождение воздуха затруднено. Если после спуска газов система всё равно не прогревается должным образом, рекомендуется слить весь теплоноситель, чтобы промыть трубы, так как причиной плохой циркуляции может быть излишняя её загрязнённость.
Как выгнать воздух из системы отопления
Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.
Чем грозит воздух в системе отопления
Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.
Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.
Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется
В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.
Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).
Причины появления
Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:
- Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
- Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
- Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).
Скапливаться воздух может в изгибах труб
Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.
Устанавливаем клапана для сброса воздуха
Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.
Воздушный клапан Маевского
Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.
Ручной воздухоотводчик — кран Маевского
Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.
Устройство для отвода воздуха из радиаторов
Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.
При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.
Автоматический клапан сброса воздуха
Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.
Принцип работы автоматического спускника такой:
- В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
- При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
- Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.
Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха
По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.
Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.
Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха
Чистка от солей
Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.
Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде
Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.
Как избавиться от воздушной пробки
К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.
Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя ) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.
Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик
Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.
Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.
Источники: http://vodotopim.ru/avtomaticheskiy-vozduxootvodchik.php, http://udobnovdome.ru/spusknik-vozduha/, http://stroychik.ru/otoplenie/udalenie-vozduha-iz-sistemy
Как вам статья?